Александр Лактионов «После операции», 1965, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
«После операции» — это последняя крупная работа Александра Ивановича Лактионова, последний и самый серьезный групповой портрет. Центральным персонажем стал хирург Сергей Сергеевич Юдин, и на картине изображена реальная обстановка его кабинета, который располагался на втором этаже здания Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве.
Композиционный и смысловой центр всей картины — колба. Вместе с учениками и товарищами по работе в институте Юдин вспоминает, вероятно, о событиях 23 марта 1930 года. Тогда ему впервые в мире удалось перелить фибринолизную кровь человеку с благоприятным исходом (за это открытие ему посмертно была присуждена Ленинская премия). Три другие фигур, изображенные на картине, — профессора А.А. Бочаров, Д.А. Арапов и Б.С. Розанов были свидетелями и активными помощниками этого события.
Лактионов привык работать с натуры, поэтому на картине воспроизведен реальный интерьер кабинета; Бочаров, Арапов и Розанов специально позировали для портрета. Самое сложно было изобразить главного участника сцены — Сергея Сергеевича Юдина к тому времени уже не было в живых. Материалом для его образа послужили фотографии, посмертная маска рук и лица работы скульптора М.П. Оленина, два портрета М.В. Нестерова и бюст работы В.И. Мухиной.
«После операции» — это последняя крупная работа Александра Ивановича Лактионова, последний и самый серьезный групповой портрет. Центральным персонажем стал хирург Сергей Сергеевич Юдин, и на картине изображена реальная обстановка его кабинета, который располагался на втором этаже здания Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского в Москве.
Композиционный и смысловой центр всей картины — колба. Вместе с учениками и товарищами по работе в институте Юдин вспоминает, вероятно, о событиях 23 марта 1930 года. Тогда ему впервые в мире удалось перелить фибринолизную кровь человеку с благоприятным исходом (за это открытие ему посмертно была присуждена Ленинская премия). Три другие фигур, изображенные на картине, — профессора А.А. Бочаров, Д.А. Арапов и Б.С. Розанов были свидетелями и активными помощниками этого события.
Лактионов привык работать с натуры, поэтому на картине воспроизведен реальный интерьер кабинета; Бочаров, Арапов и Розанов специально позировали для портрета. Самое сложно было изобразить главного участника сцены — Сергея Сергеевича Юдина к тому времени уже не было в живых. Материалом для его образа послужили фотографии, посмертная маска рук и лица работы скульптора М.П. Оленина, два портрета М.В. Нестерова и бюст работы В.И. Мухиной.
Источник: https://vk.com/wall-134191922_765
Пост №11791, опубликован 31 авг 2023